Восприятие партнера по общению
Правило 1. Плодотворное наблюдение за партнером и понимание его возможны лишь при живом интересе к этому человеку. Как утверждает известный психотерапевт В.Леви: «Тот, кто не имеет интереса к другому человеку, может спать спокойно – общаться он не научится никогда».
Правило 2. Наблюдая за партнером, помните, что и он может наблюдать за вашими невербальными проявлениями.
Техника переговоров
На переговорах широко применяются:
- техника активного слушания;
- постановка вопросов.
Техника активного слушания
Приемы активного слушания, способствующие пониманию партнера:
Невербальное сопровождение – демонстрация взглядом, позой, жестами, звуками внимания к собеседнику.
«Эхо» - деловое повторение основных положений, высказанных партнером.
Эмоциональное повторение – краткое повторение услышанного, желательно с ключевыми словами и оборотами.
«Перефразирование» - для проверки правильности понимания услышанного:
- «Если я Вас правильно поняла…»
- «Вы сказали, что…»
- «По Вашему мнению…»
- «Вы говорите о…»
- «Вы считаете, что…»
«Уточнение» - просьба уточнить отдельные положения высказываний, неясные места, поговорить подробнее о чем-то из уже сказанного:
- «Не могли бы Вы повторить…»
- «Что Вы имеете в виду говоря…»
- «Что нужно изменить? Что бы Вы посоветовали?»
- «Какие факты Вы имеете в виду?»
- «Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?»
- «Что именно Вы считаете не…?»
- «Уточните, пожалуйста…»
- «Скажите подробнее о…»
- «Не могли бы Вы еще раз объяснить…»
«Логические следствия» - «Исходя из того, что Вы сказали…»
«Резюме» - воспроизведение сути высказывания в обобщенном виде:
- «Можем ли мы считать, что…»
- «Подводя итоги…»
Подведение промежуточных итогов – уместно после особенно длинной реплики партнера. Структурирование мыслей партнера во время слушания позволяет предотвратить расплывчатость последующего разговора («Вашими основными идеями, как я понял, являются…»).
Пересказ – обычно в сокращенном виде, выделяя и сохраняя то, что казалось главным для слушающего. Если же он неверно определит главное, говорящий имеет возможность это скорректировать. Слушающий исходит только из сказанного, но может в пересказе учитывать и невысказанные мысли или намерения говорящего:
- «Вы говорите о том, что…»
- «Если я Вас правильно понял…»
- «По вашему мнению…»
Описание эмоционального состояния говорящего – если наблюдается расхождение слов и невербального поведения. Можно указать на возможные причины эмоций, которые говорящий сам недостаточно осознает, чтобы поощрить его об этом подробнее:
- «Видимо эта тема Вас очень волнует…»
- «Мне кажется, что Вы чувствуете…
- «Похоже, что Вы не совсем довольны результатам…»
Дальнейшее развитие мыслей собеседника – но только в тех рамках, которые тот задавал. В противном случае происходит игнорирование. («Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, Вы так считаете, потому-то…»)
Техника постановки вопросов
Психологи рекомендуют спрашивать:
- о том, что знает собеседник;
- о чем он говорит охотно;
- Что является его сильной стороной.
ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ОСТАВЛЯЮТ КЛИЕНТУ СВОБОДУ ВЫБОРА ОТВЕТА: «Кто?, Что?, Где?, Когда?, «Какой?, Каким образом?, Почему? »
- Что заставляет сомневаться в выгодности наших предложений?
- Каким образом Вы предполагаете увеличить объем продаж?
Закрытые вопросы – это вопросы с очень ограниченными возможностями ответа (чаще «да» или «нет»). Задающий только узнает точку зрения партнера, поэтому они уще называются управляющими.
Закрытые вопросы могут быть:
- подтверждающими;
- контрольными;
- альтернативными.
Подтверждающие (наводящие) вопросы служат для увеличения доверия со стороны партнера.
Связанные статьи: Занимательная психология и не только, Карьера, Карьера, Психология, Психология, Саморазвитие
Последние комментарии